Русский

Ра́дое До́манович (1873—1908) — выдающийся представитель критического реализма в сербской литературе – на литературное поприще вступил в период, известный в истории Сербии под названием глухого времени, – в период абсолютистского режима короля Александра Обреновича. Это было время реакции, необузданного полицейского террора и беззакония, произвола придворной камарильи, постоянных смен правительства и государственных переворотов, чудовищных политических скандалов и афер. Народные массы, обираемые отечественной и иностранной буржуазией, монархическим государством и паразитической бюрократией, были лишены политических прав и свобод. В этой удушливой атмосфере, которую Доманович образно назвал мертвым морем, передовые силы, подвергаясь жестоким преследованиям, вели тяжелую, мучительную борьбу за демократию и свободу. Писатель, еще будучи студентом, включился в эту борьбу и до конца своей жизни оставался непоколебимым защитником прав и интересов народа.

В начале своей литературной деятельности Доманович обращается к традиционной теме сербской литературы – изображению жизни села и провинции. Но вскоре от реалистических рассказов из сельской и провинциальной жизни он переходит к созданию политических сатир.

Смелый, чуждый компромиссам, Доманович с гневом и ненавистью разоблачал темные стороны тогдашней политической системы в Сербии, борясь как против абсолютистского обреновического режима, так и против тех, кто рабски пресмыкался перед этим режимом. Сатиры Домановича были написаны в связи с конкретными событиями. Но актуальность, острая злободневность сатир отнюдь не лишала их глубоких художественных обобщений. Доманович отразил в них самые существенные черты общественной жизни Сербии конца XIX – начала XX века. Такие его произведения, как Вождь, Клеймо, Мертвое море, Страдия и ряд других, в которых высмеиваются самодурство и бездушие бюрократии, политическая беспринципность и бесхребетность, трусость и раболепие, сохранили и по сей день всю свою силу и звучание, несмотря на то, что со времени их создания прошло больше столетия.

Как политический сатирик Доманович по сей день остается непревзойденным не только в сербской, но и во всей югославской литературе. Непреходящее значение его сатир заключается в их гуманизме и демократизме, в неподдельной любви писателя к народу, в создании оригинальных и острых сатирических образов.

Произведения:

  • В сельской корчме (1–2), 1902.
  • Вождь (1–2–3), 1901.
  • Всеобщее право голоса, 1905.
  • Клеймо, 1899.
  • Королевич Марко по второй раз среди сербов (1–2–3–4–5), 1901.
  • Мертвое море (1–2–3–4–5), 1902.
  • На распутье, 1899.
  • Наши дела, 1901.
  • Не понимаю, 1898.
  • Нужда и кошелек, 1905.
  • О серьезном и научном (1–2–3–4), 1899.
  • Отмена страстей, 1898.
  • Патриотизм по приказу, 1904.
  • Подарок королю (1–2), 1905.
  • Полицейская мудрость, 1905.
  • Приключения Святого Саввы в высшей женской школе (1–2–3–4–5–6), 1905.
  • Размышления обыкновенного сербского вола, 1902.
  • Сельские очерки (1–2–3–4), 1903–1905.
  • Сима-пенсионер (1–2), 1902.
  • Сон одного министра, 1902.
  • Спасенья нет, 1901.
  • Страдия (123456789101112), 1902.
  • Театр в провинции (1–2–3), 1898.
  • Удивительный сон, 1902.
  • Упущенное счастье, 1899.

Источник:

Доманович, Радое, Повести и рассказы, Государственное издательство художественной литературы, Москва 1956. (Пер. Г. Ильина, и др.)

Оставите одговор

Попуните детаље испод или притисните на иконицу да бисте се пријавили:

WordPress.com лого

Коментаришет користећи свој WordPress.com налог. Одјавите се / Промени )

Слика на Твитеру

Коментаришет користећи свој Twitter налог. Одјавите се / Промени )

Фејсбукова фотографија

Коментаришет користећи свој Facebook налог. Одјавите се / Промени )

Google+ photo

Коментаришет користећи свој Google+ налог. Одјавите се / Промени )

Повезивање са %s

%d bloggers like this: